Девелопер гостиницы «Москва» никак не может найти арендатора на торговые площади в ней

Сколько стоит арендовать 30 000 кв. м первоклассных торговых площадей в 200 метрах от Красной площади? Ну… А сколько вы дадите?

Пару лет назад компания «Декмос», реконструирующая гостиницу «Москва», предлагала часть этих площадей известному торговцу роскошью Crocus Group в аренду по $3000 за квадратный метр в год. Коммерческий директор Crocus Эмин Агаларов говорит, что его фирма не заинтересовалась: и дорого, и слишком много соседей, продающих товары того же уровня. Теперь «Декмос» ищет арендаторов для торговой части новой «Москвы» совсем иначе, рассказывает Анна Ширяева, гендиректор компании «Магазин Магазинов в ассоциации с CB Richard Ellis». Девелопер нанял «Магазин магазинов», чтобы тот помог пристроить площади какому-нибудь крупному иностранному универмагу уровня Galeries Lafayette или Bloomingdale, причем предварительные условия не выдвигаются: «Декмос» рассмотрит предложения потенциальных партнеров.

Ситуация типична для нынешнего московского рынка недвижимости. Это – ярко выраженный рынок покупателя. Хотя формально арендные ставки в основных торговых коридорах Москвы с начала кризиса упали не так уж сильно: по данным компаний-консультантов, на Тверской улице метр и сейчас стоит $3000 – 5000 в год, на Пятницкой и Петровке – $1300 – 2000 и $1800 – 2500 соответственно. По словам управляющего партнера холдинга Ross Group Марка Афраймовича, метр в соседнем с гостиницей «Москва» подземном комплексе «Охотный ряд» до кризиса мог обойтись в $14000 в год, да и сейчас вряд ли сильно подешевел. «В ликвидных торговых проектах ставки аренды не упали, а в ТРЦ «Европейский» даже повысились», – говорит Афраймович.

Но если бы такие ставки кто-то действительно хотел бы платить, «Декмосу» не пришлось бы искать арендаторов так долго. И уж тем более связываться с крупными западными ритейлерами, которые любят брать площади оптом и платить за них копейки. В Москве зарубежные универмаги типа Debenhams и до кризиса не отличались щедростью к арендодателям. При удачном для последних стечении обстоятельств плата составляла около $700 за кв. м в год. А для крупных площадей ее размер был и того меньше – примерно $400 за кв. м в год.

«Декмос» разослал предложения потенциальным иностранным партнерам два месяца назад и сейчас ведет с ними переговоры. В их успех на московском рынке торговой недвижимости верят не все. Аргументы Агаларова о соседстве до сих пор не утратили силы. «С учетом того, что возможный набор брендов не будет особо отличаться от уже представленных в Москве, не совсем понятно, как будет завоевываться потребительская аудитория, которая и так совсем невелика», – пожимает плечами директор по внешним связям компании Tashir Group Ирина Каграманова.

Ширяева из «Магазина магазинов» говорит, что если с ритейлерами премиум-класса договориться не удастся, придется понижать планку. Каграманова возражает, что звать магазины средней ценовой категории в одно здание с luxury-отелем Four Seasons, – все равно что строить элитное жилье по соседству с факелом нефтеперерабатывающего завода в Капотне. Но не все девелоперы придерживаются такого мнения. Татьяна Ключинская, директор департамента торговой недвижимости компании Colliers International, считает, что именно магазины класса «средний плюс» было бы хорошо разместить в «Москве»: место туристическое, очень проходное, а входы у торгового центра и роскошного отеля – разные.

Гостиницу откроют после реконструкции, видимо, только в 2011 году. Но «Декмосу» уже надо спешить. Арендатор торговых площадей сможет въехать в помещение сразу после того, как подпишет договор, но затем ему придется заказать и согласовать проект отделки помещений: в данном случае весь ремонт ложится на плечи ритейлеров. Как сообщили консультанты проекта, будущий арендатор сможет сам решить, сколько потратить на ремонт и кого нанять – стороннего подрядчика или обратиться в «Декмос». При хорошем стечении обстоятельств все будет закончено как раз к открытию отеля. Так что нет времени ждать, пока вырастет спрос на торговые помещения. Девелоперу остается лишь искать – путем опроса – приемлемые для рынка условия аренды уникальных площадей в самом центре Москвы.