Каждый год управление энергетической информации министерства энергетики США издает «Отчет о международных энергетических перспективах». Отчет этого года представляет особый интерес, поскольку его авторы приходят к неутешительному выводу – эра дешевой нефти закончилась.

Отчет предупреждает, что мир стоит на грани перехода на «неконвенциональное топливо» – нефтеносные пески, нефть из сверхглуброких скважин, сланцевый бензин и биотопливо.

Еще 2007 году управление энергетической информации предсказывало, что добыча «конвенциональной» нефти в 2030 году достигнет уровня 107,2 миллиона баррелей в день, по сравнению с 81,5 миллионами в 2006.

Прогноз, изданный в 2009 году снижает эту цифру до 93,1 миллиона баррелей в день. Это означает, что даже традиционно оптимистичные аналитики министерства энергетики осознали, что производители нефти ( а вернее, емкость месторождений) будут не в состоянии удовлетворять постоянно растущий мировой спрос.

Результатом станет снижение производство и возможное сползание мира в хаос.

Министерство энергетики , основываясь на данных второй половины 2008 и начала 2009 года, также снизило прогноз потребления нефти во всем, удачно приспособив его к уровню чуть ниже прогнозируемого производства.

Проблема однако, заключается в том, что мир не всегда будет находится в состоянии рецессии, и за спадом последует подъем, который породит спрос на сходный с тем, который можно было наблюдать летом 2008 года. При ограниченном снабжении скачкообразный скачок цен на нефть в таком случае неизбежен.

Предотвращение нефтяного кризиса теоретически возможно переходом на упомянутые выше «неконвенциональные виды топлива» – канадские нефтеносные пески, венесуэльскую сверхтяжелую нефть, нефть из сверхглубоких и арктических месторождений, продукты перегонки угля в жидкое топливо и биотопливо.

Следует учитывать, что доля всех указанных видов топлива в мировом потреблении сегодня не превышает 4%. Американцы надеются, что эта доля возрастет в 2030 году до 13%, однако при этом не учитывают, что для изменений подобного масштаба потребуется создание целых отраслей индустрии, которые потребуют инвестиций объемом в несколько триллионов долларов.

При этом, диверсификация крупных участков обрабатываемой земли для производства биотоплива порождает новую сложную проблему. Земля выводиться из сельскохозяйственного оборота и вместо производства продовольствия используется для удовлетворения нужд транспортной индустрии. Это может привести к резкому росту цен на продовольствие, которое станет попросту недоступным для бедноты, что, в свою очередь породит бунты и мятежи.