Российским авиаперевозчикам, похоже, до сих пор не знакомо главное правило европейских авиакомпаний: «Чтобы выжить, надо вкладывать средства в новую технику».

Действительно, зачем тратить свои деньги на приобретение новых лайнеров, когда можно по дешёвке приобрести на Западе 15-20-ти летние самолеты? Нередко такая рухлядь уже по нескольку раз переходила из рук в руки, а о ремонте и замене устаревших деталей не было и речи.

Но у хозяев небольших российских авиакомпаний и на это есть оправдание. Дескать, старый «Мерседес» все равно лучше нового отечественного корыта. Но это в автопроме. К сожалению, такие, с позволения сказать, бизнесмены в чем-то правы. Качество отечественной авиатехники еще желает быть лучше, несмотря на радужные обещания авиазаводов и конструкторских бюро что-то улучшить или доработать.

К тому же, многие годы некоторые авиакомпании умудряются выжить за счет использования контрафакта. То есть используют фальшивые детали из низкопробных материалов или приобретают старые детали под видом новых. Многие об этом знают, но молчат. Ведь таковы сейчас правила игры — или обманывай потребителей, или закрывай свою «лавочку».

Однако за такой «бизнес» приходится расплачиваться человеческими жизнями. Но тут у авиаперевозчиков есть свое «объяснение» — у них нет средств на приобретение новой авиатехники, новых авиадвигателей и даже авиадеталей. Но зачем тогда они продолжают перевозки пассажиров, подвергая их жизнь риску ? И тут ответ готов. Дескать, тогда, вообще, некому будет возить пассажиров. Ну, а то, что те рискуют, так ведь на это есть страхование пассажиров. В случае аварии с человеческими жертвами их родственники получат страховые выплаты. Наверное, это и есть отечественный вариант расхожей поговорки: «Ничего личного, только бизнес». Но нам, простым потребителям, этого не понять. Мы не хотим приносить свои жизни на алтать чужой алчности.

Ну, а что — в западных странах тоже используют самолеты со свалки или обманывают своих пассажиров ? Нет, и в США, и в странах Евросоюза можно за это лишиться не только бизнеса, но и свободы. Зато у нас все свободны делать, что захотят. Разумеется, когда есть деньги для подкупа разных проверяющих. Но на это деньги, вероятно, всегда находятся.

Скорее всего, маленькие авиакомпании без помощи государства не выживут. Но они ему, вероятно, не нужны. Оправдание чиновников простое: рынок расставит все по своим местам. Это означает, что брошенные и властями, и банками на произвол судьбы небольшие авиаперевозчики через несколь лет загнутся. К тому же не стоит забывать, что эксплуатируют они, в первую очередь, старую и дряхлую авиатехнику, часто не имеют оборотных средств не только для надлежащего ремонта, например, двигателей, но и на своевременное приобретение авиакеросина.

Следует отметить, что для того, чтобы выжить, небольшим авиаперевозчикам надо объединяться. Но тут могут возникнуть сложности. Менталитет нынешних граждан, дорвавшихся до владения какой-либо собственностью, не позволяет им обобществлять свою собственность. Никто уже не хочет возвращаться обратно в «колхоз». Нынешние собственники и акционеры, возможно, живут по принципу «Что моё, то — моё». Они просто не могут себе представить, что придется «делиться» с кем-то своей собственностью и «терять» бразды правления.

Наверное, в этом — главная беда российских авиакомпаний. Какие-то ассоциации или союзы они еще могут создавать, но на реальное объединение своих активов психологически они еще не готовы. А потом будет поздно.

Впрочем, здесь нет должной поддержки и со стороны банков, которые выдавали кредит конкретному авиаперевозчику и, что особенно важно, «под честное слово» конкретного физического лица (владельца). То есть, по мнению банков, в случае передачи активов авиакомпании третьей стороне, возрастает риск невозврата кредита или задержки с его возвратом, поскольку отвечать по кредиту будут уже другие люди, а самой объединенной авиакомпании придется отвечать уже по нескольким кредитам нескольким банкам. Так что банку тогда придется становиться в очередь на возврат своего кредита.

Думается, что российским авиаперевозчикам, чтобы выжить, надо посмотреть как строят свой бизнес их коллеги на Западе. А там авиакомпании смело вкладывают деньги в новую авиатехнику. Конечно, любой, даже прибыльный бизнес, может вдруг начать приносить убытки. Например, даже самая популярная модель самолета в условиях мирового экономического кризиса и, особенно, роста цен на авиатопливо может начать приносить повышенные эксплуатационные расходы.

Поэтому западные авиакомпании регулярно обновляют свой авиапарк. Ведь даже сегодня сошедший со стапелей авиалайнер может приносить убытки, если не будет экономным. А нашим небольшим авиаперевозчикам нужно переломить свою «плюшкинскую» психологию и начать избавляться от авиатехники, которая дышит на ладан. Просто преступно эксплуатировать старые самолеты до тех пор, пока они не «посыпятся».

Следует отметить, что в странах Евросоюза уже появился авиалайнер с двигателем нового поколения, один их самых экономичных в мире. Расход топлива у него на 20% меньше, чем у предыдущей модели. Приобретая такие самолеты, авиаперевозчики становятся более конкурентоспособными в это трудное для авиабизнеса время. Почему бы и нашим компаниям не приобретать более современные и более экономичные лайнеры? Для этого надо всего лишь теребить российский авиапром. В конце концов, российские производители самолетов и авиадвигателей должны понять простую истину : или они начнут выпускать и устанавливать на отечественные лайнеры экономичные двигатели, или им придется закрыть свою «лавочку».