На этой неделе в правительстве шла работа над созданием механизма внедрения инновационных продуктов в экономику — все разработки был разделены на 25 тем или, как их назвали в правительстве, платформ. Было решено, какие из инноваций станут приоритетными для развития экономики страны. Гвоздем зримого раздела программы стал прототип нового автомобиля с гибридным двигателем — его опробовал Владимир Путин.

На заседании комиссии по высоким технологиям все были как будто в ожидании розыгрыша. Министры смеялись не потому что 1 апреля, а потому что знали: бизнесмен Михаил Прохоров приготовил сюрприз Владимиру Путину. Две «высокие технологии» уже ждали на парковке у правительственной резиденции Ново-Огарево. Яркие машинки с логотипом «ё».

«Как вы его назвали? «Ё-мобиль»? Может быть, даже и неплохо. Во всяком случае, внимание привлекает», — сказал Владимир Путин. Премьер также выразил желание доехать на «Ё-мобиле» до Дмитрия Медведева и показать машину ему.

После канареечной «Лады-Калины», цвета «Ё-мобиля» уже не кажутся такими броскими. Владимир Путин сначала завел минивэн. Но не поехал. О второй машине директор компании «Ё-мобиль» рассказал премьеру подробнее.

Спортивная машина премьеру понравилась больше, по крайней мере, именно на ней Путин отправился на заседание Совета безопасности. Премьер хотел взять с собой и бизнесмена Прохорова. Но в бело-бирюзовую двухметровый Прохоров не поместился и поехал следом на втором «Ё-мобиле».

Саму поездку телекамеры не снимали, но на заседание премьер прибыл без опоздания и в хорошем настроении. Пока он делился впечатлениями с секретарем Совбеза Патрушевым и министром обороны Сердюковым, директор ё-авто, который сопровождал премьера, рассказал: машина Путину понравилась, особенно салон.

«Ё-мобиль» — это, пожалуй, самый амбициозный автомобильный проект в мире. Российские инженеры, изобретатели, конструкторы за 2 года хотят сделать то, что десятилетиями не получается не только у АвтоВАЗа, но даже у ведущих концернов. Ё-авто создает свой уникальный двигатель на газу, бензине и электрических батареях.

Народный «Ё-мобиль» собрал в себе все самое модное. Все, что только можно отнести к инновациям, сделанным в России. Не только гибридный двигатель под капотом, но и сам капот из полипропилена. Пластмассовый корпус считается не только суперпрочным, но и экологически чистым. Машину потом легко будет утилизировать. В салоне тоже инновации — российская навигационная система ГЛОНАСС. То, что экран иногда «подвисает», это ничего страшного. Первый экземпляр «Ё-мобиля» даже сами конструкторы называют «ходовым макетом». Он заводится пока со страшным гулом. Печка в салоне не работает в отличие от Интернета.

Скептики сомневаются, что серийный «Ё-мобиль» появится уже в сентябре 2012 года.

«Мы верим, что это можно, — сказал гендиректор компании «Ё-авто» Андрей Бирюков. — Если мы не сделаем, то у нас нет никаких шансов впрыгнуть в этот технологический поезд».

Не только про автомобилестроение, так можно сказать и про любые высокие технологии, которые развиваются в России иногда вопреки всякой логики. В эту пятницу, на том самом заседании правительства утвердили список разработок, которые получат поддержку государства. Стратегическое направление — глубокая переработка нефти.

«Сегодня есть интересные предложения отечественных ученых, но они пока на уровне либо лабораторных, либо пилотных испытаний, — рассказывает генеральный директор НПЗ Хамза Багманов. — Их нужно довести до потребительского свойства».

НПЗ в Нижнекамске — один из самых современных заводов России. Лучшие технологии. Но даже здесь признаются, что с осторожностью смотрят на инновации.

Экспериментальная установка может превращать мазут в подорожавшую нынче солярку. Зачем вообще поддержка государства, если разработка перспективная?

«Сегодня добыть нефть и продать ее на Запад намного легче, чем построить современные комплексы. На это уходит от пяти до десяти лет. Это срок нефтяные компании считают достаточно большой, чтобы вкладывать, — рассказывает директор Института нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности Владимир Капустин. — Только последние годы правительство стало заниматься глубокой переработкой нефти. Если еще лет 5-10 будет заниматься, мы достигнем мирового уровня».

На серьезные исследования нужны миллионы долларов. Их будет вкладывать государство, но на условиях партнерства с бизнесом. Удачные примеры такого сотрудничества — разработки российских биотехнологов.

Это одна из самых известных в России овечек. Ген паука делает шерсть животного суперпрочной, из нее даже можно делать пуленепробиваемые жилеты. Ученые-биотехнологи часто выигрывают гранты на прикладные исследования, например, на создание новых пород сельскохозяйственных животных.

Деньги на исследования биотехнологов есть, но в той же Америке — суммы на порядок большие. Ученые гордятся тем, что даже при неравных условиях им в чем-то удается совершить прорыв.

Благодаря технологии криоконсервации удалось собрать уникальную коллекцию спермы животных из Красной книги. И дело тут не только в сельском хозяйстве. Ученые уверены, что они спасают планету от исчезновения редких видов. Популяцию якутского снежного барана или архара можно будет в любой момент восстановить.

Биотехнологии — одно из направлений науки, которое в эту пятницу на заседании правительства утвердили как перспективное. Всего комиссия выбрала 25 инновационных областей, которые получат поддержку государства.

«Формат технологической платформы позволяет объединить усилия государства, науки, образования, бизнеса вокруг прорывного инновационного проекта – проекта, который на выходе даст передовые, а главное – коммерчески привлекательные технологии, товары и услуги, причём, может быть, не такие уж грандиозные на первый взгляд, даже имеющие отношение к ширпотребу, но влияющие на технологическое обновление, — считает премьер. — И мы их с успехом продвигаем на рынке».

Государство готово поддержать технологии, на которые бизнес смотрит с опаской. Среди приоритетных инноваций — то, в чем российская наука традиционно сильна и области, где еще предстоит совершить прорыв.